«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ –
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Научный руководитель: Булатова Т.Е.
доцент кафедры психологии ИПК и ПРО
г. Кургана. Орган, разрешивший
эксперимент: Юргамышский РОО
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статьей 51 Федерального закона об образовании предусматривается охрана
здоровья обучающихся и воспитанников. В связи с этим здоровье
подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую
задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного
качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и
сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема
сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни
очень актуальны сегодня. По мнению медиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с
существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с
экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей,
ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической
обстановкой и т.д. Актуальность данного исследования обусловлена
потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем
образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных
учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может
формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не
уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья,
уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое
состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки
зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все
сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время
каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть
выпускников школы относятся к числу здоровых. При определении целей
деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о
фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для
здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и
практики в сфере здоровьесбережения. 2. Объект исследования: сохранение и формирование психофизиологического здоровья обучающихся. 3. Предмет исследования: педагогические условия сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся.
4. Цель: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья
школьников на основе мониторинга состояния здоровья, индивидуальных
особенностей и учета влияния социальных факторов на сохранение здоровья
обучающихся. 5. Задачи: 1. Изучить современные подходы и
механизмы осуществления мониторинга психофизиологического состояния
обучающихся в условиях современной школы. 2. Изучить здоровьесберегающую направленность приемов и методов, используемых на уроках и во внеурочной деятельности. 3. Разработать нормативно-правовую базу эксперимента. 4. Обеспечить проведение диагностики здоровья учащихся путем мониторинга психофизиологического состояния обучающихся.
5. Разработать практические рекомендации по применению
здоровьесберегающих техник, приемов с учетом результатов
психофизиологического мониторинга. 6. Гипотеза: Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья обучающихся будет более эффективно при выполнении следующих условий: разработана соответствующая нормативно-правовая база в МОУ; сформирована мотивационная, теоретическая, практическая готовность педагогов к реализации инновационной программы; осуществлен мониторинг психофизиологического состояния здоровья обучающихся; разработаны практические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий. 6. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные достижения науки предлагают различные методы анализа
психофизиологического состояния человека от психологических тестов до
регистрации энергии в конкретных органах или системах. Комплексное
использование пакета психологических тестов и регистрации изображений
газоразрядного свечения, возникающего вокруг пальцев человека объективно
отражают текущее психофизиологическое состояние, его нервно-психический
статус в данный момент времени. Использование комплекса в мониторинге
состояния здоровья школьников позволит осуществить
личностно-ориентированный подход в образовании. 8. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ I. Теоретические: 1. Изучение литературы по теме «Психофизиологическое состояние обучающихся в образовательном учреждении». 2. Изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме исследования. 3. Методы ведения урока по соблюдению мер здоровьесбережения обучающихся. II. Эмпирические: 4. Анализ состояния здоровья обучающихся школы по результатам медицинских осмотров.
5. Тестирование (подростковый тест Айзенка, тест Люшера, тест
самооценки Дембо-Рубинштейна, школьный тест умственного развития,
методика диагностики психологических условий школьной образовательной
среды Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко, методика «Психологическая диагностика
безопасности образовательной среды школы» И.А. Баева, методика
диагностики школьной тревожности (Филлипс-тест), анкета
психофизиологического комфорта Абрамова Г.С., диагностика
удовлетворенности условиями предметной среды и организацией
образовательного процесса в ОУ и др.) 6. Диагностика физической подготовленности обучающихся: измерение антропометрических данных, ЧСС, артериальное давление. 7. Методика по определению уровня сформированности отношения к здоровью у обучающихся. III. Интерпретационные: 8. Метод газоразрядной визуализации. 9. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ 1. Директор МОУ – Ивина В.Л. (организация исследований). 2. Зам.директора по УВР – Фадюшина Л.П. (проведение исследований, методическое обеспечение). 3. Классные руководители – организация детей на исследование. 4. Коллектив обучающихся – участники исследования. 5. Коллектив родителей – участники исследования. 11. БАЗА Исследования проводятся в МОУ «Новомировская средняя общеобразовательная школа» с согласия родителей и обучающихся. Количественный состав – обучающиеся с 1 по 11 класс. 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Создание нормативно-правового обеспечения работы по здоровьесбережению в ОУ. 2. Повышение мотивации всех участников эксперимента к сохранению и укреплению своего здоровья. 3. Улучшение психофизиологического здоровья обучающихся, комфортности в ОУ. 4. Повышение уровня профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса в сфере здоровьесбережения. 5. Снижение количества пропусков уроков по болезни. 6. Повышение успеваемости, активное участие в разноуровневых мероприятиях – школьных, районных, областных.
7. Представление опыта работы на общешкольном родительском собрании,
заседании педагогического совета, районном экспертном совете, на
заседании ТШО. 8. Методические разработки по проблемам здоровьесбережения в ОУ. 13. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 14. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ УСЛОВИЙ
|