инновацигнная программа - инновации - Каталог статей - сайт Новомировской средней общеобразовательной школы
Регистрация Напомнить пароль
 
Главная » Статьи » инновации

инновацигнная программа
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
 Научный руководитель: Булатова Т.Е. доцент кафедры психологии ИПК и ПРО г. Кургана.                                         Орган, разрешивший эксперимент: Юргамышский  РОО

«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статьей 51 Федерального закона об образовании предусматривается охрана здоровья обучающихся и воспитанников. В связи с этим здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

2. Объект исследования: сохранение и формирование психофизиологического здоровья обучающихся.
3. Предмет исследования: педагогические условия сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся.
4. Цель: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья школьников на основе мониторинга состояния здоровья, индивидуальных особенностей и учета влияния социальных факторов на сохранение здоровья обучающихся.
5. Задачи:
1. Изучить современные подходы и механизмы осуществления мониторинга психофизиологического состояния обучающихся в условиях современной школы.
2. Изучить здоровьесберегающую направленность приемов и методов, используемых на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Разработать нормативно-правовую базу эксперимента.
4. Обеспечить проведение диагностики здоровья учащихся путем мониторинга психофизиологического состояния обучающихся.
5. Разработать практические рекомендации по применению здоровьесберегающих техник, приемов с учетом результатов психофизиологического мониторинга.

6. Гипотеза:
Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья обучающихся будет более эффективно при выполнении следующих условий:
разработана соответствующая нормативно-правовая база в МОУ;
сформирована мотивационная, теоретическая, практическая готовность педагогов к реализации инновационной программы;
осуществлен мониторинг психофизиологического состояния здоровья обучающихся;
разработаны практические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий.

6. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные достижения науки предлагают различные методы анализа психофизиологического состояния человека от психологических тестов до регистрации энергии в конкретных органах или системах. Комплексное использование пакета психологических тестов и регистрации изображений газоразрядного свечения, возникающего вокруг пальцев человека объективно отражают текущее психофизиологическое состояние, его нервно-психический статус в данный момент времени. Использование комплекса в мониторинге состояния здоровья школьников позволит осуществить личностно-ориентированный подход в образовании.

8. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
I. Теоретические:
1. Изучение литературы по теме «Психофизиологическое состояние обучающихся в образовательном учреждении».
2. Изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме исследования.
3. Методы ведения урока по соблюдению мер здоровьесбережения обучающихся.
II. Эмпирические:
4. Анализ состояния здоровья обучающихся школы по результатам медицинских осмотров.
5. Тестирование (подростковый тест Айзенка, тест Люшера, тест самооценки Дембо-Рубинштейна, школьный тест умственного развития, методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко, методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баева, методика диагностики школьной тревожности
(Филлипс-тест), анкета психофизиологического комфорта Абрамова Г.С., диагностика удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в ОУ и др.)
6. Диагностика физической подготовленности обучающихся: измерение антропометрических данных, ЧСС, артериальное давление.
7. Методика по определению уровня сформированности отношения к здоровью у обучающихся.
III. Интерпретационные:
8. Метод газоразрядной визуализации.

9. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

1. Директор МОУ – Ивина В.Л. (организация исследований).
2. Зам.директора по УВР – Фадюшина Л.П. (проведение исследований, методическое обеспечение).
3. Классные руководители – организация детей на исследование.
4. Коллектив обучающихся – участники исследования.
5. Коллектив родителей – участники исследования.

11. БАЗА

Исследования проводятся в МОУ «Новомировская средняя общеобразовательная школа» с согласия родителей и обучающихся.
Количественный состав – обучающиеся с 1 по 11 класс.

12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Создание нормативно-правового обеспечения работы по здоровьесбережению в ОУ.
2. Повышение мотивации всех участников эксперимента к сохранению и укреплению своего здоровья.
3. Улучшение психофизиологического здоровья обучающихся, комфортности в ОУ.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса в сфере здоровьесбережения.
5. Снижение количества пропусков уроков по болезни.
6. Повышение успеваемости, активное участие в разноуровневых мероприятиях – школьных, районных, областных.
7. Представление опыта работы на общешкольном родительском собрании, заседании педагогического совета, районном экспертном совете, на заседании ТШО.
8. Методические разработки по проблемам здоровьесбережения в ОУ.

13. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

14. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ УСЛОВИЙ

Категория: инновации | Добавил: Ирина (31.01.2011)
Просмотров: 1577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории
Мини-чат
Наш опрос
Оцените сайт нашей школы
Всего ответов: 167
On-line
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья
Друзья сайта